takoe_nebo (takoe_nebo) wrote,
takoe_nebo
takoe_nebo

Category:

Миф о «лучшем в мире советском образовании»

Одним из краеугольных камней советской мифологии является «лучшее в мире советское образование». Для начала нужно понимать, что определение «лучшее» - сравнительное, поэтому для подобного вывода необходимо сравнить образования разных стран. Тем не менее никаких реальных сравнений или статистических данных к этому мифу не прилагается, образование «лучшее» просто потому, что оно советское.

Давайте разберёмся, что вообще представляло из себя советское образование, и здесь будет очень полезным сравнение с тем, что было до него. В Российской Империи при Николае Втором был взрывной рост и среднего, и высшего образования. Количество и начальных, и средних школ, и высших учебных заведений увеличивалось в разы, так же как и количество учащихся, и государственное финансирование образования. Начальное образование было бесплатным, а в 1908 году оно стало обязательным. «Правило 3-х вёрст» предписывало иметь каждому ученику доступ к школе не далее чем в 3-х верстах от места жительства. Для сравнения: в Российской Империи к 1917году было более 140 тыс. школ, сейчас в РФ школ всех форм и типов – 135 тыс.

До 1917года в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился, при этом «своя» школа была для любых способностей и потребностей. Учащиеся обычных школ ездили учиться заграницу. Один пример: выпускницы гимназии Софьи Фишер (основательница частной женской классической гимназии) без экзаменов принимались в любой немецкий университет.
Профессия учителя была престижной и высокооплачиваемой.

Российская Империя накануне революции была великой научной державой, одной из немногих стран, которая имела выдающихся представителей практически во всех научных областях. "Русский" метод обучения ремёслам стал широко известен в мире после его демонстрации на Всемирной выставке в Вене в 1873 г., где он был удостоен Большой золотой медали. ИМТУ получило общее признание лучшего машиностроительного вуза России и вошло в ряд ведущих политехнических школ мира. Число выпускников-инженеров в Российской Империи превосходило Британию и Германию.
Качество российского технического образования было настолько высоко, что на учёбу и стажировку в Россию ездили из Германии.

Захватившие Россию коммунисты провозгласили в стране диктатуру пролетариата, т.е. самых низов общества, небольшой группы деклассированных элементов без способностей и образования. Стала проводиться системное уничтожение всей дореволюционной интеллигенции, всех «кто в очках», профессора и приват-доценты приравнивались к реакционной буржуазии, а деревенские учителя подпадали под категорию «кулаков». В результате большое количество педагогического состава было или физически уничтожено, или репрессировано, или покинуло страну. Через несколько лет после начала коммунистического правления количество школ и учащихся сократилось более чем в два раза, а в первые 10-15 лет правления коммунистов были уничтожены целые научно-технические направления.

Тут надо чётко осознавать то, что коммунисты изначально не собирались строить успешную и процветающую Россию. Для большинства их главарей русофобия была обычным делом, а Россия была нужна им исключительно как первая ступень для осуществления мировой революции (знаменитое ленинское «А на Россию мне наплевать, главное — мировая революция», разделяемое абсолютным большинством его соратников). Неудивительно, что и отношение к образованию у коммунистов было специфическим. Тот же УльяновЛенин: «лозунг «Ликвидировать безграмотность» нужен лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания».

Поэтому уничтожение «всего старого» при коммунистах стало системным и последовательным. Уничтожались не только преподаватели и школы, на кострах коммунистической инквизиции сжигали огромное количество «неправильных» книг, уничтожались огромные библиотеки, старые школы и знания объявлялись реакционными и вредительскими, причём делалось это при прямой поддержке куратора советского образования Н.К.Крупской.
Но новые хозяева страны не ограничивались преподавателями и знаниями, им нужно было полностью уничтожить элиту страны. Поэтому большинство «неправильных» классов и сословий граждан попало в категорию «лишенцев»: людей, лишённых основных прав, в том числе и права на образование. Их не принимали в школы и исключали из высших учебных заведений.

«До основания разрушив старый мир» коммунисты стали строить новый. Вместо образовательной многоукладности и разнообразия Российской Империи в СССР стал внедряться единый тип школ, усреднённый для всех и равняющийся на отстающих всеобуч. Программа средней школы в обязательном порядке давала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами учеников.
На рабфаках, средних специальных заведениях для рабочей молодёжи был «бригадный» метод обучения – все экзамены за всех сдавал бригадир.
Главными механизмами образовательного процесса в СССР стала слепая зубрёжка, муштра и полное подчинение установкам Партии.

Иначе быть не могло ещё и потому, что образовательный уровень абсолютного большинства новой красной элиты, начиная с высшего руководства страны, был чрезвычайно низок и как правило состоял из нескольких классов школы. Так же крайне малообразованным был новый правящий класс страны – коммунисты. Антиинтеллектуализм начальства естественным образом проецировался на весь СССР. Фраза «ты что, самый умный?!» стала одновременно и оскорблением, и обвинением.

Закономерным результатов этих антиреформ стала сталинская пародия на индустриализацию страны 1930-х. Оказалось, что через 15 лет после переворота в СССР не стало собственных инженерно-конструкторских кадров, поэтому советские за золото стали закупать на Западе целые заводы вместе с западными инженерами. Многочисленные отчёты как иностранцев, так и советских инспекторов тех времён показывают абсолютное непонимание новыми красными инженерами основных принципов производства, что периодически приводило к 100% браку на вновь построенных заводах. Поэтому по лагерям и тюрьмам стали собирать недобитых дореволюционных профессионалов, и в стране появилось уродливое советское изобретение: тюремные конструкторские бюро, «шарашки», которые поднимали научно-техническую базу страны.

Введение ДжугашвилиСталиным платного образования отсекло от школ и ВУЗов миллионы крестьянских детей, у которых физически не было денег на его оплату.

Колоссальные человеческие и экономические потери в результате бездарно проведённой коммунистами Второй мировой войны не улучшили ситуацию с образованием. Основные ресурсы были брошены на новую гонку вооружений, оставшиеся – на восстановление страны. Советской наукой стали заведовать колхозники, поэтому генетика в СССР считалась «продажной девкой империализма», а кибернетика – «реакционной лженаукой».

В 1957 учёный и выдающийся исследователь советской средней школы А.А.Любищев, герой повести Д.Гранина "Эта странная жизнь", писал: «Вряд ли сейчас найдется кто-либо, кто решился бы утверждать, что образовательный уровень получивших современный аттестат зрелости выше или равен уровню старой дореволюционной средней школы».
Но и через десятилетия ситуация не улучшилась. Другой профессор записал в своём дневнике в 1974 году: «московские абитуриенты — это не деревенские ребята, многие из которых после окончания 8 класса не знали таблицу умножения. Вспоминаю свой первый опрос в СПТУ после вводной лекции по курсу обществоведения. Ни один из них не мог ответить ни на один вопрос. Тогда я решил проверить их грамотность. В результате выяснилось, что они не знают азов русского языка, математики. На мой вопрос о главной движущей силе русской революции отвечали — бурлаки.»

В позднем СССР ситуация с образованием стала немного исправляться, в основном за счёт того, что появились элитные «спецшколы», как гуманитарные, так и естественнонаучные, куда даже в первый класс принимали с экзаменами. Они стали источником новой интеллектуальной элиты страны. Но на их фоне ещё хуже выглядела ситуация с обычным образованием для простого народа. Средние школы стали отстойником для нежелающих учиться, которых после 8 класса с облегчением сплавляли в ПТУ - профтехучилища, которые даже в центральных городах имели печальную славу инкубаторов алкашей и шпаны.

Закончивших 10 классов ждали ВУЗы. В нескольких престижных, с высоким конкурсом, массовым явлением стали «позвоночники» - дети начальства и разных «полезных» людей, которых зачисляли вне конкурса. Льготами пользовались отслужившие армию (которые за 2-3 года службы естественно забывали то, что проходили в школе), блат и взятки, что не добавляло качества контингенту.
Те, кто знаниями не блистал, шли в обычные ВУЗы с хроническим недобором, куда брали всех подряд, это был по сути аналог ПТУ для высшего образования.
Обязательное распределение после окончания ВУЗа добавляло трудностей и коррупционной составляющей для их решения.
Выпускники, приходившие на заводы и в НИИ, получали первое наставление от опытных коллег: «а теперь забудь всё, чему тебя учили, сейчас будешь учиться по-настоящему».

Дополнительные особенности советского образования, как обязательное преподавание в школах и ВУЗах всевозможных партийных предметов, таких как История КПСС, Основ марксизма-ленинизма, тотальная милитаризация страты, выливавшаяся в НПВ в школах и военные кафедры в ВУЗах, ежегодные обязательные выезды на битву за урожай, низкие зарплаты учителей и преподавателей, малый престиж их профессий, всё это снижало и бе того низкий уровень советского образования.

Наглядные результаты всего вышеизложенного были массово продемонстрированы в конце Советского Союза, когда миллионы советско-образованных, как африканские папуасы свято верили в камлания шаманов типа чумака и кашпировского, заряжая свои батарейки и банки с водой перед телевизорами.

Бесславный конец ещё одного несостоявшегося мифа коммунистов.
Tags: Своё, давайте разберёмся, коммунизды, мифы комми, образование, эСэСэСэР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments