Читаем цитаты из архивных документов:
Документ № 1. Доклад председателя Тамбовской уездной политкомиссии 4-го боеучастка о результатах оккупации населенных пунктов Тамбовского уезда
Цитата: «По приказанию командвойск от 18/VI части нашего участка должны были оккупировать 3 волости Тамбовского уезда. Оккупировать одновременно все три волости не представлялось возможным за отсутствием реальной силы. 19/VI оккупированы были Беломестная и Козьмодемьяновская Криуши частями 46-й бригады. 20 — 22/VI — были оккупированы Беломестная Двойня и Незнановская Двойня частями 15-й Сибкавдивизии. Население к оккупации относилось выжидательно и полагало, что эта оккупация равняется целому ряду предыдущих налетов красноармейских частей и совершенно не помогало, [не думая], что оккупация будет носит длительный и методичный характер. В силу мимолетности постоев красноармейских частей в этих селах у населения укоренился взгляд, что пребывание красноармейцев и представителей Советской власти носит характер временный, а бандиты, которые вышли из их же среды, постоянные. В мою задачу входили не только чистка бандитов, изъятие их семей и конфискация оружия и имущества, [но] и расслоение массы на бандитскую и небандитскую, втягивание последних в борьбу с местными бандитами, что мне удалось, так как мною был применен следующий метод: если население отказывалось выдавать бандитов и оружие (и оно отказывалось), то брались заложники из сотен, давалось на размышление 30 минут, и если не выдавали, заложники расстреливались, и это продолжалось до тех пор, пока население не заговорит. Наряду с заложниками мужчинами брались и женщины, которые также расстреливались. Этот метод дал благоприятные результаты, так как, кроме выдачи бандитов, оружия и т. д., я привлекал население к непосредственной ловле бандитов по окрестностям данного села. Этим самым небандитский элемент резко отмежевался от бандитского и примыкал к проводимой нами работе. 5 дней операции в 4-х селах, а именно: Беломестная Криуша, Козьмо-Демьяновская Криуша, Незнановская Двойня и Беломестная Двойня — дали следующие результаты: расстреляно бандитов и заложников — 154 человека, изъято семей бандитов — 227 в количестве около 1000 человек, сожжено 17 домов, растащено 24 дома и передано бедным со всем имуществом по постановлению ревкомов — 22 дома.
Предуполиткомиссии и военком 4-го боеучастка»
ЦДНИТО. Ф.840. Оп.1. Д. 1044. Л.17. Подлинник.
Документ № 2. ПРИКАЗ Полномочной Комиссии ВЦИК № 116
г. Тамбов 23 июня 1921 г.
«Опыт первого боевого участка показывает большую пригодность для быстрого очищения от бандитизма известных районов по следующему способу чистки. Намечаются особенно бандитски настроенные волости и туда выезжают представители уездной политической комиссии, особого отделения, отделения военного трибунала и командования вместе с частями, предназначенными для проведения чистки.
По прибытии на место волость оцепляется, берутся 60−100 наиболее видных лиц в качестве заложников и вводится осадное положение. Выезд и въезд в волость должны быть на время операции запрещены. После этого собирается полный волостной сход, на коем прочитываются приказы Полномочной Комиссии ВЦИК № 130 и 171 и написанный приговор для этой волости. Жителям даётся 2 часа на выдачу бандитов и оружия, а также бандитских семей, и население ставится в известность, что в случае отказа дать упомянутые сведения заложники будут расстреляны через два часа. Если население бандитов и оружия не указало по истечении двухчасового срока, сход собирается вторично и взятые заложники на глазах у населения расстреливаются, после чего берутся новые заложники и собравшимся на сход вторично предлагается выдать бандитов и оружие. Желающие исполнить это становятся отдельно, разбиваются на сотни и каждая сотня пропускается для опроса через опросную комиссию (представителей Особого отдела и Военного трибунала).
Каждый должен дать показания, не отговариваясь незнанием. В случае упорства проводятся новые расстрелы и т. д. По разработке материала, добытого из опросов, создаются экспедиционные отряды с обязательным участием в них лиц, давших сведения, и других местных жителей и отправляются на ловлю бандитов. По окончании чистки осадное положение снимается, водворяется ревком и насаждается милиция.
Настоящее Полномочная Комиссия ВЦИК приказывает принять к неуклонному исполнению.
Председатель Полномочной Комиссии Антонов-Овсеенко
Командующий войсками Тухачевский»
Источник: Российский государственный военный архив Ф.235. Оп.2. Д. 16. Л.25
Документ № 3. Записка командующего войсками Тамбовской губернии М.Н.Тухачевского В.И.Ленину о положении дел в губернии. 16 июля 1921 г.
Цитата: «В виду этого я считаю необходимым проведение нижеследующих мероприятий: 1) не выводить из Тамбовской губернии ныне действующих в ней войск в течение одного года; 2) оставить оккупационное командование в Тамбовской губернии по крайней мере до зимы, не увлекаясь сокращением штабов…»
РГВА. Ф.33988. Оп.2. Д. 324. Л.36 — 40. Заверенная копия.
Документ № 4. Выписка из протокола заседания междуведомственной губернской комиссии по содержанию детей-заложников. 27 июня 1921 г.
Цитата: «Постановили: ввиду большого наплыва в концентрационно-полевые лагери малолетних, начиная с грудных, детей, и неприспособленности этих лагерей к длительному содержанию детей, последствием чего явились заболевания желудочного и простудного характера, признать необходимым в самом срочном порядке принять нижеследующие меры к улучшению положения детей заключенных в качестве заложников в концентрационно-полевые лагери Тамбовской губернии.
А. Детей заложников до 15-летнего возраста включительно содержать отдельно от взрослых в особых помещениях, жилых домах или бараках, отнюдь не в палатках — по возможности в черте лагеря. В крайних случаях, с согласия местных органов особого отдела, дети могут содержаться в прилегающих к лагерю строениях, обязательно охраняемых стражей.
Примечание: при детях-заложниках до 3-летнего возраста включительно имеют право находиться и их матери-заложницы …»
Источник: ЦДНИТО. Ф.840. Оп.1. Д. 1039. Л.111 — 111 об. Копия.
Документ № 5. ПРИКАЗ Командующего войсками Тамбовской губернии № 0116
г. Тамбов 12 июня 1921 г.
«Остатки разбитых банд и отдельные бандиты, сбежавшие из деревень, где восстановлена Советская власть, собираются в лесах и оттуда производят набеги на мирных жителей. Для немедленной очистки лесов ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая всё, что в нём пряталось.
2. Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов.
3. Начальникам боевых участков настойчиво и энергично выполнять настоящий приказ.
4. О принятых мерах донести.
Командующий войсками Тухачевский Начальник штаба войск Генштаба Какурин»
Источник: Российский государственный военный архив Ф.34228. Оп.1. Д. 292. Л.5
Документ № 6. Из доклада председателя полномочной «пятерки» на заседании Кирсановской участковой политкомиссии о карательных мерах против повстанцев 10 июля 1921 года.
«Операция по очистке селений Курдюковской волости началась 27 июня с деревни Осиновки, являющейся ранее частым местом пребывания банд. Настроение крестьян к прибывшим для операции — недоверчиво выжидательное: банды не выдавали, на все задаваемые вопросы отвечали незнанием. Было взято до 40 заложников, селение объявлено на осадном положении, оцеплено красноармейскими частями, изданы приказы, устанавливающие 2-часовой срок для выдачи бандитов и оружия с предупреждением — за невыполнение будут расстреляны заложники. На общем собрании крестьяне, после объявления приговора и приказов, заметно стали колебаться, но не решались принять активное участие в оказании помощи по изъятию бандитов и, по-видимому, мало верили в то, что приказы о расстреле будут приводиться в исполнение. По истечении установленного срока был расстрелян 21 заложник в присутствии схода крестьян. Публичный расстрел, обставленный со всеми формальностями, в присутствии всех членов „пятерки“, уполномоченных, комсостава частей и пр., произвел потрясающее впечатление на граждан. По окончании расстрела толпа зашумела, раздавались возгласы: „Из-за них, проклятых, страдаем, выдавай кто знает!“, „Довольно молчать!“, и вышедшие из толпы представители попросили разрешения произвести всем сходом поиск оружия и бандитов путем обысков и облав. Разрешение было дано.
Крестьяне, разбившись на 3 группы, отправились искать оружие и ловить бандитов. 28 июня населением были доставлены 3 винтовки, вырытые из земли и 5 бандитов, независимо от этого поиски бандитов производились оперативной частью „пятерки“ (особотделом), было поймано 7 бандитов. В целях оздоровления селения семьи расстрелянных заложников, а также укрывающихся бандитов были изъяты и высланы в концлагеря. Расстреляно активных бандитов — 9, добровольно явилось бандитов без оружия — 14, с оружием — 6, изъято семей — 39, с общим числом членов до 180 человек…
Принимая это во внимание, „пятеркой“ было решено уничтожить данное селение — 2-ю Кареевку (65 — 70 дворов), выселив поголовно все население и конфисковав их имущество, за исключением семей красноармейцев, которые были переселены в с. Курдюки и размещены в избах, изъятых у бандитских семей. Строго после изъятия ценных материалов — оконных рам, стекол, срубов и др. — деревня была зажжена. Во время пожара рвались целыми пачками патроны и были замечены сильные взрывы, похожие на взрывы бомб.
Подобная мера произвела громадное впечатление на весь район. Остальные селения, прилегающие к Кареевке, как-то: Шаболовка, Каширка и др., стали готовиться также к выселению, являлись представители с просьбой о помиловании, представителям указывалось, что их спасение — выдача бандитов и сдача последними оружия.
Результаты операции: выселено в Курдюках и Кареевке 80 семей с общим числом членов 300 человек, явилось добровольно бандитов — 150, из них 41 с оружием. Являлись целыми группами по 15 человек, явка продолжается. Население принимает участие в охране деревень, принимает добровольно на довольствие наши части, просит оставить их возможно дольше, не выводить, окончательно отшатнулись от банды.
3 июля приступили к операции в с.Богословка. Редко где приходилось видеть столь замкнутое и сорганизованное крестьянство. При беседе с крестьянами от малого до старика, убеленного сединами, все как один по вопросу о бандитах отговаривались полным незнанием и даже с вопрошающим удивлением отвечали: „У нас нет бандитов“, „Когда-то проезжали мимо, но даже хорошо не знаем, были ли то бандиты или кто другой, мы живем мирно, никого не беспокоим и никого не знаем“. Были повторены те же приемы, какие и в Осиновке, взяты заложники в количестве 58 человек. 4 июля была расстреляна первая партия в 21 человек, 5 июля — в 15 человек, изъято 60 семей бандитских до 200 человек …Окончательная чистка упомянутых сел и деревень была закончена 6 июля, результаты каковой сказались не только на районе двух волостей, прилегающих к ним; явка бандитского элемента продолжается.
Председатель полномочной „пятерки“ Усконин»
Источник: ГАТО. Ф.Р.-4049. Оп.1. Д. 1. Л.381 об. Заверенная копия.
Если кто-то считает, что подобные действия были характерны лишь при подавлении Тамбовского восстания, то вот парочка документов из других регионов.
Приказ командира 115-й стрелковой бригады А.В. Полисонова военкому 189-го полка
г. Тюмень. 2 апреля 1921 г.
"Приказываю Вам деревни Боровую, Ярковское и Бигилу Гилеволиповской волости сжечь. HP 128/оп.
Комбриг-115 Полисонов
Военком Попов"
РГВА. Ф. 17718. Оп. 1. Д. 83. Л. 327. Машинописный подлинник.
Директива Реввоенсовета Южного фронта о мерах по подавлению восстания. 16.03.1919
"Реввоенсоветам 8-й, 9, 10-й армий
Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путем сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путем применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам хуторам:
а) сожжение восставших хуторов;
б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;
г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;
д) широкое оповещение населения хуторов станиц и т.д. о том, что все станицы и хутора, замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи; примерное проведение карательных мер с широким о том оповещением населения.
О всех принятых и принимаемых мерах точно информировать Реввоенсовет Южфронта.
Член реввоенсовета А. Колегаев"
РГВА. Ф. 100. Оп. 3. Д. 100. Л. 17–18. Телеграфная лента.
Как видим, такие террористические методы, как массовые расстрелы мирных жителей, взятых в качестве заложников; помещение мирных граждан в концлагеря, в том числе грудных детей; полное уничтожение целых деревень широко применялись большевиками. Причем задолго до нацистов и эсэсовцев.
Статья взята из сообщества, в котором она была удалена. Но она настолько важная, что нельзя было её потерять.