Помещик был правовым гарантом крестьянина в светских судах. По сути это был личный адвокат своих крепостных крестьян.
Известно, что многие купцы-миллионщики (Бахрушины, например) по правовому положению оставались крепостными мужиками. Почему? Потому что одно дело простой купец, пусть даже первой гильдии. И совсем другое - человек его светлости князя Юсупова, камергера двора. То есть наезжая на Бахрушина, ты наезжаешь на князя.
В екатерининские времена мой предок получил землю в Вагайском уезде. Предположительно в те времена там была глухая тайга. Так вот, по метрикам на рубеже 18-19 вв. один из его сыновей имел 7 сыновей и 3 дочерей. Каждый сын был обеспечен лошадью уже с рождения. Иначе нельзя, когда вырастет - хозяйство вести не сможет. Разбейся, а жеребенка купи. Прокормить такую семью минимум две-три коровы нужно, На зиму одного поросенка зарезать мало, хотя бы два нужно, так что постоянно три-четыре свиньи. Да одеть надо тепло, нужны овчинные полушубки, валенки, сапоги. Вот и считайте еще 4-5 овец и коз.
Вообще, народ на этом хуторе сильно размножился и возникло село Копылово , по фамилии основателя, впрочем у всех там была одна фамилия. На момент прихода соввласти там жило почти 500 душ, около ста дворов, . Я там был в 1975 в последний раз, там жило 5-6 семей, а теперь там снова поднялась тайга и такого населенного пункта на карте нет.
Еще одно село моих предков - Лавочное, недалеко от Уфы, возникло из казачьей засеки от кочевников, граница передвинулась, а поселение осталось. Малонаселенное на начало 19 века, на момент переписи 1917 года выросло почти до 200 дворов, более 1000 населения. Сейчас там только бурьян. Следы человека уже почти исчезли.
Животноводство и земледелие это далеко не всё, чем занимались действительные хозяева земли. Охота, рыбалка и дикоросы это само собой. Несколько единиц оружия в доме были всегда. Почти в каждом хозяйстве были маслобойка и прялка. Лен и конопля шли на выделку тканей и растительного масла. Мои предки выделывали овчину и катали валенки. Изготавливали короба и корзины из лозы и лыка. На зиму сбивали артели и занимались строительством, извозом или ехали на фабрики в большие города. Жилье конечно снимали на всю артель, тесновато выходило, зато дешево, а потом глупые исследователи писали, как плохо живут рабочие в городах. Ну да, плохо, но недолго, месяц-два, а потом опять на свои 30 десятин.
Про отхожие промыслы советскими историками было принято умалчивать, а козырять лишь малым размером крестьянских наделов. А что было делать в Вологодской губернии, где короткое лето и немного земли пригодной для посева ржи? Вот и выкручивались так, что 60-70% дохода давали именно отхожие промыслы.
https://www.livejournal.com/manage/subscriptions/comments.bml?talkid=1876211&journal=historical_fact