takoe_nebo (takoe_nebo) wrote,
takoe_nebo
takoe_nebo

Category:

Жертвы советского образования

Первая часть. Советское образование: "Весь мир насилья мы разрушим, до основания, а затем..." https://takoe-nebo.livejournal.com/955298.html

Сегодняшние адепты коммунистической мифологии выделаются крайними степенями невежества, агрессивности, ненависти к инакомыслящим, отрицания всех фактов, противоречащих их мифологии.
Такие качества присущи 99% неокоммунистов, поэтому в их основе должны быть какие-то объективные причины. Попробуем разобраться.

Известный сетевой мем - "жертва ЕГЭ". Но по факту это отзеркаливание гораздо более старого мема, когда никаких интернетов ещё не было, - "жертвы советского образования". И в советском случае мы на самом деле можем говорить о жертвах, т.к. индивидах, реально пострадавших от него. Посмотрим, для чего было создано и чем являлось советское образование.

Несмотря на то, что несколько главарей коммунистов первой волны имели образование выше среднего, абсолютное большинство осилили только несколько классов начальной школы. И это было оправданно - для осуществления их главной цели Мировой революции нужны были только фанатичная приверженность делу и готовность достигнуть цели любым путём, не стесняя себя в средствах. Тем более не нужно было образование народным массам, которых коммунисты собирались увлечь за собой. Главный партийный идеолог УльяновЛенин прямо об этом говорил: : "Лозунг «Ликвидировать безграмотность» нужен лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель вполне практическая. Только и всего". Резкое сокращение количества школ и учащихся в первое дестилетие коммунистической оккупации было прямым следствием такого отношения коммунистов к образованию.

Когда с Мировой революцией у коммунистов не получилось, они стали окапываться создавая "социализм в отдельно взятой стране". Внезапно оказалось, что экономика, промышленность, управление развалены, и для их восстановления одной приверженности режиму недостаточно. Но принцип главенства идеологии остался неизменным. На учёбу принимали в первую очередь классово правильных, а классово совсем неправильных от образования отрезали.

Финансирование образования в СССР осуществлялось по остаточному принципу, т.к. основные средства страны шли на поддержку коммунистических режимов по миру, подготовку к войнам, обслуживание огромного аппарата. Дополнительно приходилось удерживать народ от голодных смертей. Поэтому зарплаты школьных учителей и вузовских профессоров были чревычайно низкими, они голодали вместе с остальным народом. На селе в эпоху раскулачивания учителя часто оказывались в категории "кулаков" и репрессировались. В нищих колхозах 100% расходов на образование советское государство повесило на их бюджет.

Всё это безусловно сказалось на качестве образования. Это прекрасно видно в воспоминаниях современников и свидетелей советской реальности.

А.А.Любищев, учёный, создатель знаменитой системы учёта времени и исследователь советской средней школы, герой повести Д.Гранина "Эта странная жизнь" в 1957 году писал: «Вряд ли сейчас найдется кто-либо, кто решился бы утверждать, что образовательный уровень получивших современный аттестат зрелости выше или равен уровню старой дореволюционной средней школы».

Один из крупнейших математиков современности академик Владимир Арнольд: «Царская церковноприходская школа давала значительно большее развитие мозговых извилин, чем нынешняя десятилетка».

Известный хирург, герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии Ф.Г.Углов пишет в своих воспоминаниях, что ему очень не хватало знания иностранных языков, для того, чтобы знакомится с заграничной медицинской литературой. При этом упоминает своего учителя Н.Петрова, получившего образование до революции, знавшего пять языков, и прошедшего за границей стажировку.

Академик Раушенбах, один из создателей советского космоса: «Советская школа каждый год менялась. И самое яркое событие — очередная ее реорганизация. Это было нечто ужасное. Из-за этого я совершенно не усвоил, например, химии, потому что появился преподаватель — «левак», уж не знаю, был ли он искренний «левак», то есть приверженец новой системы, или жулик».
«Странные истории приключались у нас в школе того времени, но я бы сказал так: в среднем учителя были хорошие, они старались не реагировать на всякие теоретические новшества. Старые дореволюционные учителя учили нас хорошо, и я им очень благодарен по сей день.»
«Гуманитарных предметов тогда не было, а то, что нам преподавали, можно назвать как угодно, только не гуманитарными дисциплинами.»

Профессор, известный историк В.В. Шелохаев, 1974г.: «Московские абитуриенты — это не деревенские ребята, многие из которых после окончания 8 класса не знали таблицу умножения. Вспоминаю свой первый опрос в СПТУ после вводной лекции по курсу обществоведения. Ни один из них не мог ответить ни на один вопрос. Тогда я решил проверить их грамотность. В результате выяснилось, что они не знают азов русского языка, математики. На мой вопрос о главной движущей силе русской революции отвечали — бурлаки.»

Середина 1960-х: "Советский учитель получает не только во много раз меньше американского учителя, но и минимум в два раза меньше, чем получает пособия по безработице американский рабочий. Речь идет о ставках советских учителей, имеющих высшее образование. Но учителей с высшим образованием в СССР всего 37%. Основная масса учителей - 63% - имеет среднее образование. Это - преимущественно женщины. Их ставки существенно ниже."

Обязательными к изучению в школах и ВУЗах СССР, независимо от их профессиональной направленности, были идеологические предметы: История КПСС, марксизм-ленинизм ("Основы", "философия" и пр.), диалектический материализм и т.п. Количество часов по этим предметам часто превышало большинство остальных. Начальная Военная подготовка в школах и Военные кафедры в ВУЗах; принудительные трудовые повинности - участие в ремонте, вечная борьба за урожай на колхозных полях и овощебазах добавляли "качества" образованию.

В позднесоветском периоде, если брать обычное советское образование (не единицы престижных столичных спецшкол и ВУЗов) ситуаций была следующей: в средних школах всё обучение строилось на зубрёжке. Ученикам нельзя было иметь собственного мнения, они должны были строго следовать линии партии и формулировкам учебных пособий. Многочисленный контингент, который учиться не хотел, усиленно тянули до 8 класса, и потом с облегчением скидывали в ПТУ, которые по большому счёту были чем-то средним между подготовкой для колоний малолеток, и подготовкой к алкогольным заводам и колхозам. ВУЗы же нужны были только для получения диплома. При поступлении в ВУЗы была большая категория блатных, "позвоночников", "лимитчиков", проходивших вне конкурса. Таких тянули до конца обучения. Когда новоиспечённый выпускник приходил в НИИ или на производство, ему говорили: "а теперь забудь всё, чему тебя учили, сейчас будешь учиться по-настоящему".

По переписи 1989 г. в СССР общая неграмотность населения лиц от 16 лет и старше - 6,4%, а среди лиц старше 70 лет – 52%.

Очевидно, и сегодня уже по многочисленным примерам таких жертв советского образования, что ожидать от них интеллектуальных или аналитических способностей, открытости взглядов, уважения к чужому мнению, возможности обсуждения фактов - было бы крайне странно.

Но может быть есть какая-то вероятность эволюции хотя бы их потомства, поэтому продолжать нашу просветительскую работу нужно.

Третья часть: миф о "лучшем в мире" советском образовании https://takoe-nebo.livejournal.com/865241.html

По материалам
https://alexsrb.livejournal.com/465675.html
https://antisovetsky.livejournal.com/100525.html
https://theoryandpractice.ru/posts/16909-stroiteli-novogo-mira-kto-i-zachem-postupal-v-sovetskie-vuzy-posle-revolyutsii

Пролезные ссылки по теме:

Народное образование при Государе Императоре Николае II, статистика
https://nampuom-pycu.livejournal.com/259654.html
https://von-hoffmann.livejournal.com/529260.html

Грамотность в Российской Империи
https://pravoslavie.ru/138537.html#_edn14
https://ic.pics.livejournal.com/blog_10101/84794961/289058/289058_900.jpg
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/39211-za-1908-god-1809#mode/inspect/page/73/zoom/6
https://archive.org/details/gramotnost_v_rossii_192
https://oboguev.livejournal.com/6237461.html
http://oboguev.net/misc/trudy-tsu-refs.html

Распределение учащихся по сословиям
https://salery.livejournal.com/75771.html?thread=8619259#t8619259

Статус педагога в Российской Империи
https://scontent-amt2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-

Студенты и выпускники инженерных ВУЗов Российской Империи
https://ruxpert.ru/Миф_о_вековой_отсталости_России
https://corporatelie.livejournal.com/21825.html
https://corporatelie.livejournal.com/22281.html

Количество крестьян, сравнение расходов РИ и сссра (меньше в 4 раза)
https://blog-10101.livejournal.com/77150.html

Сравнение образования в РИ и ссср
https://fluffyduck2.livejournal.com/945584.html
https://nikital2014.livejournal.com/34027.html?thread=253675#t253675
https://oboguev.livejournal.com/6290435.html
https://von-hoffmann.livejournal.com/198511.html
https://uctopuockon-pyc.livejournal.com/3989604.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5ec000bb7f5192548fb26d8f/sravnenie-obrazovaniia-dorevoliucionnoi-rossii-sssr-i-rossiiskoi-federacii-5fcb8522c26ad131b60e6ffe

Разрушение образования в СССР
https://nampuom-pycu.livejournal.com/416144.html

О советском образовании
http://academy.foma.ru/sovetskoe-obrazovanie-bylo-luchshim-v-mire.html
http://afanarizm.livejournal.com/122679.html (ПТУ)
https://afanarizm.livejournal.com/345469.html
http://alyulka.livejournal.com/1146438.html
https://antisovetsky.livejournal.com/72630.html
https://antonbi4.livejournal.com/149153.html (статистика образования)
https://azbyka.ru/fiction/postskriptum-boris-raushenbah/
https://bohemicus.livejournal.com/120792.html
https://glavbuhdudin.livejournal.com/959738.html
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1011183.html Про рабфаки - Лабораторно-бригадный метод обучения и рабфаки в СССР, ч. I
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1010782.html Лабораторно-бригадный метод обучения и рабфаки в СССР, ч. II
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1457384.html Большой сборник
https://jlm-taurus.livejournal.com/63589.html взятки в ВУЗах
https://www.libfox.ru/524320-e-tomas-yuing-uchitelya-epohi-stalinizma-vlast-politika-i-zhizn-shkoly-1930-h-gg.html
https://mirovich.media/669383.html
http://www.orthedu.ru/obraz/18223-aa-lyubischev-o-polozhenii-v-sredney-shkole.html
https://pioneer-lj.livejournal.com/937364.html История образования в СССР в 2-х ч.
https://von-hoffmann.livejournal.com/957148.html

Платное образование в СССР
https://genby.livejournal.com/649231.html?thread=14169615#t14169615
https://historical-fact.livejournal.com/158750.html?replyto=4398878
https://historical-fact.livejournal.com/158386.html
https://melfm.livejournal.com/14350.html
http://politinform.su/nauka-i-obrazovanie/97883-obrazovanie-sssr-platnoe-ili-besplatnoe.html
https://tverdyi-znak.livejournal.com/401493.html
http://ussrlife.blogspot.no/2013/09/blog-post_1.html
https://yablor.ru/blogs/platnoe-obrazovanie-v-sssr/5054560

Грамотность населения
https://abcdefgh.livejournal.com/1072373.html

Неграмотные в ссср
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1520283.html

Учителя как жертвы советского режима
https://history.wikireading.ru/339060
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1611799.html

Tags: Своё, давайте разберёмся, образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments