takoe_nebo (takoe_nebo) wrote,
takoe_nebo
takoe_nebo

Categories:

О коммунистической пропаганде



Феномен советской пропаганды появился еще до склеивания СССР и благополучно продолжает существовать в наши дни, пережив саму социалистическую систему и государство диктатуры пролетариата. В этом и состоит ее главная опасность. Наши современники тоскуют о том Советском Союзе, которого никогда не было, и принимают за чистую монету иллюзии, навеянные виртуальной реальностью, сформированной советской пропагандой.

Надо признать честно и без всяких экивоков, что пропаганда после 1917 года была весьма успешной. Она самовоспроизводила мифы нового формата, хотя и ориентировалась на архетипы, правда, изменяя их до неузнаваемости в массовом сознании. На пропагандистском поприще в СССР работали талантливые специалисты, которые знали, что делали. Имена этих людей необходимо знать: Емельян Ярославский, Михаил Ромм, Владимир Маяковский, Алексей Толстой, Михаил Покровский, Илья Эренбург, Михаил Кольцов, Сергей Эйзенштейн и др. В основном они вели эффективную обработку умов, используя тексты и визуальные образы. Кино, театр, изобразительное искусство, музыка, парады и шествия трудящихся – все это шло в ход.

Особое место в пропаганде занял язык. Точнее советский «новояз». Здесь не стоит говорить о реформе русской орфографии 1918 года, в нашем случае она не играет первую скрипку, хотя ликбезы пришлось вводить, во многом из-за нее.

Гениальным пропагандистским ходом (еще до победы Ленина и компании) стало образование слова «большевик». Не вполне понятно, появилось ли оно случайно и было потом мифологически истолковано, и использовано, или же его ввели намеренно. Возникновение термина «большевиков» связано со II съездом РСДРП, проходившем в Брюсселе и Лондоне. Есть подозрение, что над наименованием потрудились лица, скажем так, более опытные в информационной войне, чем российские социал-демократы, да и очень недурственно знакомые с русской филологией. Сам термин «большевик» уже говорит, пусть и невзначай, о множестве, массовости, росте численности. Оно созвучно слову «большак», хорошо известному русскому крестьянству, доминировавшему среди всех групп населения Российской Империи. После революции крестьяне часто и называли «большевиков» «большаками». «Большак» же имеет, по крайней мере, два значения, которые архетипичны:

Старший в семье, доме, общине.

Широкая наезженная дорога, тракт, который ведет к значимой точке на карте (крупному городу, столице или, на худой конец, к важному селу или популярной ярмарке).

Похоже, что уже в 1903 году некто озаботился и о языковой популярности «большевиков», хотя они отнюдь не главенствовали в российской социал-демократии. Перед нами факт искусственной подмены действительной реальности виртуальной. Весь постреволюционный «новояз» вырос из «большевика».

Слова сражаются на пропагандистском поле как солдаты, а убивают в действительности почти как бомбы. «Враг народа», «лишенец», «социальный паразит», «классово чуждый элемент» – сколько за этими словами скрывается смертей и разрушенных судеб?! Сосчитать сложно. Просто невозможно.

В Евангелии сказано, что «…от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36). Эта формула работает все века от эпохи первохристианских общин. Советская пропаганда, использовав ее, назначила ей, безусловно, иное наполнение.

Вообще, когда сталкиваешься с пропагандой, то от нее веет глубокой древностью, когда никаких «Окон Овертона» не знали, да и о социальных технологиях слыхом не слыхивали.

Советская власть не была «прогрессивным» скачком вперед на ленте истории. Она на самом деле стала разворотом назад (как и нацизм в Германии). Но народ попал не в какое-то там Средневековье, как то мнилось Н. А. Бердяеву, а провалился гораздо глубже, чуть ли не в эпоху Древнего Египта, с живым «богом» во главе страны, жесточайшим контролем за бытом, трудом и нравственностью.

Здесь весьма примечателен советский плакат, где любой «вождь» изображался крупнее, значительнее, величавее и активнее, чем масса. «Вождь», конечно, оказывался виртуальным и полностью не соответствующим реальному человеку: картавому Ильичу, плюгавому Сталину, ущербному Хрущеву или «красивому молдаванину» Брежневу.

Беда заключалось все-таки в большем. Виртуализировался обыкновенный человек и сам не заметил этого. Священник Владимир Зелинский в статье «Сталин как религия» верно отмечает: «Суть сталинщины – не обычный человеческий обман, но особый виртуальный мир, создающий собственную реальность, куда реальнее той, которую видим глазами и способны осмыслить. Она сама мыслит в нас и мыслит в ею же созданных категориях классовой борьбы и вездесущего заговора. Эта реальность родилась из мысли, из идеи, которая, по словам Маркса, овладевая массами, становится материальной силой. А потом происходит нечто, Марксом вовсе не предвиденное: сила облекается в партию, партия заменяет массы собой, порождает из себя вождя (со всем секретариатом), который сливается с партией и в свою очередь ее собой заменяет. С индивидами, составляющими партию, вождь может делать что хочет, но только в качестве жреца-служителя идеи, овладевшей массами. Система функционировала во всех идеологических странах, но в России именно Сталин сумел придать ей некую тотальность, всеохватность, железобетонность, культовость, магизм, энтузиазм, смещение всех ценностей, застилающее остатки здравого смысла. Ложь как другая действительность опутала, оклеила, растворила в себе всю страну, где, как в песне, так вольно дышит человек. И когда сосед доносил на соседа «за высказывания», чтобы получить его жилплощадь, а потом узнавал, что тот оказался еще и агентом ряда разведок, а также состоял в заговоре против сов.власти и лично тов. Сталина, то непритворно удивлялся: ну, надо же! А мы-то и не знали! Он и о себе многое узнает, когда придут за ним…»

«Сталинщина» – это вершина советского пропагандистского мифотворения. Поэтому то сейчас и плодятся неосталинисты, неохрущевисты, необрежневцы или даже неоленинцы. По-настоящему советский человек наелся и почувствовал комфортабельность в своей жизни при Брежневе, при Хрущеве он вздохнул свободнее, при Ленине все же возник советский строй. Но пропаганда подняла на щит Сталина, и этому «божеству», рожденному из уха и глаза советского человека, ныне поклоняется офисный «хомячок» XXI века в Российской Федерации, мечтающий победить коррупцию, да и другие грехи современного общества посредством сталинских методов, прославленных любителями впаривания исторических анекдотов.

Советская пропаганда еще и стоит на пути нормального функционирования российского общества, раскалывая его на белых и красных, точнее продуцирую «красноту» и «коммунистичность» вопреки всем фактам и историческим документам. Она мешает примирению, о котором так часто льется поток речей в самых различных СМИ. Красные органически не в состоянии переосмыслить самих себя в рамках парадигмы советской пропаганды.

А.Гончаров,
"Наследие Империи" (rusnasledie.info)

Tags: коммунизды, мифы комми
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments